Олег Ракшин

Новая история Самарского знамени

Самарское знамя и символ Российской государственности
«Хорошо спрятано то, что лежит на видном месте», — подумал я, когда посмотрел на фото оригинала Самарского знамени. Об истории этого знаменитого символа освобождения болгарского народа написаны тысячи статей и книг, отсняты километры киноплёнки. Но никто до сих пор не обратил внимание на то, что на одной из сторон боевого стяга изображен иконописный символ помощницы в воинском деле, палладиума России.
У русско-турецкого противостояния конца XIX века есть свой уникальный символ – Самарское знамя, названное в честь нашего города, где оно и было создано по эскизу художника Николая Симакова. Я не буду пересказывать всю историю его создания, остановлюсь лишь на некоторых деталях.

Весной 1877 года самарские депутаты Ефим Кожевников и Пётр Алабин прибыли в Румынию и представили знамя Главнокомандующему Великому Князю Николаю Николаевичу.
novaya-istoriya-samarskogo-znameni-telegramma
Телеграмма Алабина и Кожевникова в Самару из Плоешти
«Имели счастье быть милостиво приняты Великим Князем Главнокомандующим. Подробности после торжества прибивки знамени назначенного завтра. Алабин, Кожевников», – полетела в Самару телеграмма из города Плоешти.

Великий Князь поблагодарил самарцев за подарок, а Кожевникова и Алабина - за глубокий символический смысл, заложенный в знамени.
Символика Самарского знамени
В официальной истории создания Самарского знамени до сих пор много «белых пятен», но мне и в голову не приходило, что тема этой русско-болгарской святыни настолько неисследована! Считается, что знамя было вышито монахинями самарского Иверского монастыря. По всем официальным описаниям, на трёхцветном красно-бело-синем полотнище с одно стороны стяга изображены просветители Кирилл и Мефодий, с другой – Иверская икона Божьей матери. С этого момента и начинается всё самое интересное.
Образ Иверской иконы Божьей матери
Иверский образ - особый, так как на щеке Богородицы изображена небольшая рана, из которой течет Святая кровь. По легенде, это след от удара по иконе копьём во времена иконоборчества в Византии.
Икона на Самарском знамени. Источник фото
Когда я увидел увеличенное изображение оригинала Самарского знамени - честно, не поверил свои глазам. Рана на щеке Богородицы отсутствовала. Но этого не может быть! Отлитая в мраморе, граните, бронзе версия создания знамени гласит – на нём Николай Симаков нарисовал образ именно Иверской иконы.

Давайте разбираться. Николай Симаков – профессиональный художник, специалист по символике - получил заказ на эскиз боевого знамени, подарка русского народа болгарскому. Что он изобразит на стяге? Совершенно очевидно, что символы должны быть понятны окружающим и легко считываться на уровне подсознания.
1
Триколор. Тут всё ясно – на знамени так называемые «славянские цвета». А для посвященных - триколор ещё и повторяет цвета знамени Нидерландов в период войны за независимость от Испании. Символику этих цветов можно легко найти в интернете.
2
Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки. По одной из версий – болгары по национальности. И тут всё понятно. Заложенный в этом символе смысл – просвещение.
3
А с образом Иверской Богоматери - заковыка. Кто вообще первый сказал, что образ Богоматери на знамени – Иверский? Почему именно он? Только потому, что знамя шилось монахинями Иверского монастыря? С точки зрения современного человека – ну да, может быть логично. Но Иверский образ – надвратный, это городская охранная икона. Она защищает, но «локально». Никакого смысла в общий символизм боевого знамени, созданного для войны с турками, эта икона не вносит. Да и на щеке Богородицы на знамени, как выяснилось, нет приметной раны.
Почему никто до сих пор не обратил внимания, что Богородица без раны – решительно непонятно. И ладно бы чиновники – им и не обязательно разбираться в таких тонкостях, но священнослужители-то! На всех сайтах РПЦ, во всех православных приходах твердят одно – на знамени образ Иверской иконы Божьей матери! А на самом деле Симаков нарисовал другой иконописный символ, абсолютно логичный и уместный в данном случае. Об этом говорит не только отсутствие раны на щеке Богородицы, но и ряд других иконографических особенностей, очевидных даже не специалисту.
Новая история знамени
Это — Тихвинская икона Божьей матери, иконографический подтип образа Одигитрии (Путеводительницы), символ особого статуса России перед лицом Бога и помощницы в воинском деле. Но и это ещё не всё. Предания связывают её с Константинополем, откуда она исчезла перед захватом города турками, и Россией, где она впоследствии явилась. Символическое возвращение образа в Константинополь на знамени вместе с русско-болгарским ополчением не только логично, но и единственно уместно. И тогда становится понятно, почему Великий Князь Николай Николаевич высоко оценил символику знамени. Знамя стало не результатом какого-то «местечкового пиара», а инструментом пропаганды государственного масштаба.
Тихвинская икона Божьей матери
Миллионы русских воинов, оправляясь на войну, брали с собой образ Тихвинской иконы Божьей матери. И самарцы – не исключение. Существует предание, что Тихвинская икона Богородицы спасла рукопись великого историографа Карамзина «История государства Российского» во время пожара в Москве в 1812 году. И именно этой иконой матушка самарского дворянина Василия Карамзина благословляла гусар 5-го Александрийского полка, отправлявшихся на фронт Первой мировой...

Нам не надо выдумывать национальную идею. Она уже существует. Она родилась на берегах Волги в умах и сердцах самарских интеллектуалов и символически заложена в Самарском знамени. Она лаконична и современна, как никогда: "Освобождение, защита, просвещение".
Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda